Проекты





Проект Мобильное приложение "Дневник старшеклассника"

Проект в финале конкурса Обрсоюза "Сквозные образовательные траектории"
https://obr.so/dnevnik-starsheklassnika/





Создание набора кейсов для формирования способности подростков к бесконфликтному общению

Проект посвящён созданию и апробированию специальных кейс-задач, решение которых поможет подросткам склонным к конфликтному общению самостоятельно или совместно со сверстниками освоить способы построения бесконфликтного общения.

Авторы: Сибгатуллина Диана, Жупахина Екатерина, учащиеся 8 класса.

http://gimnaziya-davydova.ru/netcat_files/userfiles/Prezentatsiya_k_keys-zadaniyam.pdf





Школа учительского роста

Основная идея состоит в создании и апробации системы работы «Школы учительского роста», особенностью которой является осознание педагогами профессиональных- дефицитов, постановку педагогических целей,  освоение и проявление на практике актуальных компетенций. В рамках проекта будет создана система диагностики профессиональных дефицитов,  методика проработки профессиональных целей, система навигации по лучшим практиками. Систему обязательных событий составят: форсайт-сессия, 4 семинара с партнерами по презентации эффективных практик; 8 внутренних мастер-классов, 4 экспертных семинара.


1.Создается единая для школы и непрерывная  система профессионального роста педагогов.
2.Программа профессионального роста педагогов дополняется системой оценки профессиональных дефицитов и постановки педагогических целей.
3.Программа Школы профессионального роста формируется на основе анализа вызовов будущего и необходимых для этого компетенций.
4.Программа профессионального обучения выходит за рамки одной школы, реализуется в партнерстве с другими школами (обмен эффективными практиками); авторскими коллективами и авторами методик (трансляция  актуальных технологий, методов); организациями повышения квалификации.
 





Модель наставничества

Модель наставничества в Н(ч)ЭОУ «Гимназия им. В.В. Давыдова».

Гимназия имени Василия Васильевича Давыдова - 29 лет в образовании. За это время у нас сложилась устойчивая образовательная система, которая даёт хорошие, стабильные результаты в обучении и воспитании детей. В тоже время наша гимназия очень мобильна и восприимчива к переменам и новым задачам современного мира. Образовательные проекты, возникшие в начале 2000 годов, постепенно преобразовываются, учитывая требования современного общества. Для решения новых задач необходимы новые педагогические компетенции. Развивать эти компетенции помогает созданная нашим коллективом модель наставничества, которая работает для эффективного решения задач гимназии. Необходимость модели наставничества возникла в ходе преобразования, начатого в 2009 году образовательного проекта «Школьная Академия наук» (ШАН).

В прошлом, основой для оформления деятельности ШАН служило положение о том, что для успешного профессионального и личностного самоопределения подросток должен не только знать мир профессий и профессионалов, но и попробовать себя на том или ином профессиональном поприще.

Основными целями и задачами создания ШАН были:

- знакомство учащихся с особенностями исследовательской деятельности;

- оформление образца успешного взрослого - ученого;

- выстраивание иерархии внутри детского сообщества по принципу достижений в исследовательской работе;

- способствование профилизации обучения учащихся, согласно их способностям и интересам. [1]

Рассматривая современную ситуацию в образовании мы видим, что популярной и востребованной становится проектная деятельность. Почему так происходит? Ответ нужно искать не в системе образования, а в том, какие процессы происходят в обществе и экономике России и мира. Научная и технологическая гонка набирает такие обороты, что за 10-15 лет подготовки специалиста от школьной скамьи до выпуска из университета может смениться целый технологический уклад. Многие - от руководителей корпораций до зарубежных экспертов - отмечают, что ключевой проблемой отечественной экономики является даже не технологическая отсталость, а неумение доводить результаты прорывных исследований до работающих продуктов или инфраструктурных решений.

Именно поэтому стали востребованы проектные форматы, дающие школьникам опыт выхода за пределы “башни из слоновой кости” с попыткой реализовать свои идеи в социуме. Ребенок, находясь в школе, изолирован от внешнего мира образовательной средой. Единственная возможность изменить положение вещей - делать пробы и “вылазки в реальность”, чтобы лучше понять, как устроен реальный мир, получить опыт работы в неадаптированной среде, в том числе и набить шишки. Проекты призваны дополнить (но не подменить!) традиционные уроки, дать детям возможность еще на этапе школы сориентироваться в профессиональных полях, связанных с исследованиями, конструированием, бизнесом, искусством. [3]

По мнению ведущих специалистов НТИ «Кружковое движение», фонда «Сколково» на сегодняшний день в системе высшего, среднего и дополнительного образования в России не хватает не только программ проектного обучения, но и специалистов, владеющих этими технологиями. Как следствие, мы имеем очень низкую проектную культуру в стране и дефицит молодежных проектов, которые могли бы со временем перерасти в технологические стартапы.

Решить эту проблему можно массовой подготовкой наставников по организации проектной деятельности/проектного обучения и созданием условий для их интеграции в университеты, школы, кружки, ЦМИТы, технические клубы, а также в команды организаторов детско-юношеских конкурсов, соревнований и олимпиад. [4]

С сентября этого года появилась идея преобразования модели работы Школьной Академии. Новая модель Школьной Академии рассматривается как совокупность проектных лабораторий, предметом работы которых будет разработка и реализация проектов и исследований по разным направлениям. Учащиеся, желающие заниматься исследовательской работой индивидуально, продолжают работать в традиционном режиме.

В Гимназии в рамках проекта «Школьная академия наук» поставлены новые задачи:

1.         Создание детско-взрослых проектных команд.

2.         Развитие компетенций ведения проектной деятельности.

3.         Реализация задуманных детско-взрослых проектов.

Новые профессиональные задачи требуют развития у педагогов специальных компетенций, связанных с осуществлением проектной деятельности  детско-взрослыми командами.

Наставничество помогает решать следующие профессиональные задачи:

научиться работать с проблемным полем проекта;
определять целевую аудиторию (чью проблему решает проект);
развивать навыки командной работы у детей;
организовывать взаимодействие с экспертами;
создавать новые проектные решения, анализировать их и выбирать наиболее подходящие;
создавать продукты проектной деятельности и вводить их в пользование целевой аудитории.

Наставник в нашей модели не является экспертом для наставляемого. Он выполняет задачу коуча, который изучает тексты экспертов НТИ «Кружковое движение» по организации и ведению детско-взрослых проектов и на встречах с наставляемым задаёт ему специальные вопросы на разных этапах развития проекта. Тем самым помогая выходить на новые уровни осознанности деятельности наставника проектной группы.

Наставниками являются опытные педагоги и психологи, владеющие методами фасилитации.

Наставляемые – это педагоги наставники проектных команд, результатом работы которых должен стать реализованный детско-взрослый проект. Таким образом, каждый педагог работающий с детско-взрослым проектом имеет своего наставника-коуча, с которым каждую неделю обсуждает развитие своего проекта.

Список наставников-коучей формируется командой администрации школы.

Пары, наставник-коуч и наставляемый формируются с учётом выбора наставляемого (проводится ранжирование списка наставников-коучей и выбирается наиболее предпочитаемый наставник).

Пары встречаются 1 раз в неделю и обсуждают развитие проекта на каждом его этапе, с теоретической опорой на тексты авторов НТИ «Кружковое движение».

В гимназии разработано Положение о наставничестве в реализации проектной деятельности, которое является локальным актом для осуществления взаимодействия наставника-коуча с наставляемым.

В Положении о наставничестве характерными для нашей модели являются следующие пункты:

Кандидатуры наставников-коучей утверждаются на административном совете.
Назначение наставника-коуча производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и наставляемого, за которым он будет закреплен.
Наставник должен обладать следующими компетенциями: «активное слушание»; умение задавать «сильные» вопросы; умение выводить собеседника в рефлексивную позицию; умение видеть и способствовать раскрытию потенциала наставляемого.
Показателями оценки эффективности работы наставника-коуча является выполнение целей и задач наставляемого, педагога, ведущего детско-взрослый проект в период наставничества. Оценка производится на промежуточном (проектные сессии) и итоговом контроле (защита проектов).
Участники мотивированы выполнять эти виды работ, как приоритетные в гимназии, получающие за них моральное и материальное вознаграждение и заинтересованы в выращивании собственных компетенций профессионального стандарта деятельности педагога.

Для повышения эффективности начатой работы требуется личная заинтересованность педагогов-наставников детско-взрослых проектов. Но одного энтузиазма недостаточно, необходимо признание этой работы со стороны педагогического сообщества школы. С этой целью администрация школы создает дополнительные условия для стимулирования и поддержки педагогов, занятых проектной деятельностью, а именно:

Организация обучения наставников новым передовым технологиям в образовании у признанных мастеров в России и за рубежом. Делегация педагогов гимназии дважды выезжала в Германию с целью обмена опытом с коллегами из партнерской школы Jeetzeschule in Salzwedel (Ецешуле);
Материальные поощрения из фонда оплаты труда за качественное выполнение приоритетных задач гимназии;
Продвижение в получении ведомственных наград.

Для части педагогов, вовлеченных в проектную работу, этот вид деятельности малознаком.  Психологическая лаборатория гимназии разработала специальную программу, направленную на обучение и методическую поддержку педагогов-наставников детско-взрослых проектов. Программа  обширная - от проработки теоретических вопросов до решения организационных задач, включает в себя: 

Проведение семинаров по текстам об организации проектной деятельности авторов НТИ «Кружковое движение» а именно,  онлайн-курс А. Федосеева «Как стать наставником проектов» [2]

На семинарах обсуждаются этапы развития детско-взрослых проектов, в соответствии с тем, как это происходит у авторов текстов НТИ «Кружковое движение». Опираясь на этот материал, наставники-коучи и наставники детско-взрослых проектов анализируют продвижение наших проектов и полученные результаты на разных этапах.

2. Совещания по разбору трудных ситуаций, возникающих в работе пар (наставник-наставляемый). В совещаниях участвуют психологи, наставники-коучи, представители администрации гимназии, курирующие проект ШАН. Обсуждаются трудности в работе пар наставник-коуч – наставник детско-взрослого проекта, предлагаются варианты решения возникших трудностей.

3. Вебинары, организованные Академией менеджмента.

            В вебинарах участвуют наставники-коучи, наставники детско-взрослых проектов и все желающие педагоги. Специалисты Академии менеджмента обсуждают с педагогами материал по темам:

Педагогическое целеполагание. Педагогические гипотезы.
Обзор педагогических инструментов, которые можно использовать в экспериментальной работе.

Педагоги получают ответы на вопросы:

Как научиться выходить на высокие результаты профессиональной деятельности?
Как правильно сформулировать гипотезу?
Какие методы и методики можно использовать в педагогическом эксперименте?
Как увидеть результаты эксперимента? Как померить экспериментальный эффект?

Первыми результатами реализации начатой нами деятельности, является создание десяти детско-взрослых проектных групп. Проекты очень разные, от инженерно-технических до социальных, но, несмотря на это, каждая группа проходит путь от анализа проблемы в выбранной ими предметной области до разработки и создания продукта, нового социально востребованного результата.

 Проект «Акселератор профессионального самоопределения». Предполагаемый продукт -   скетчбук «Акселератор профессионального самоопределения», выход пилотного варианта запланирован на апрель 2020 г.;
Проект «Интуиция». Предполагаемый продукт - презентация, буклет «Новые знания об интуиции», май 2020;
Проект «Диалог поколений». Предполагаемый продукт -   брошюра для школ по развитию диалога между поколениями, май 2020;
Проект «Ветроэлектромобиль». Предполагаемый продукт -   чертёж, модель виндротора, май 2020;
Проект «Механизм автопроветривания помещения». Предполагаемый продукт -    механизм защёлки, май 2020;
Проект «Приложение для организации самоподготовки школьников на разных предметах». Предполагаемый продукт -  компьютерная программа, май 2020;
Проект «Пособие по математике для подготовки к ОГЭ». Предполагаемый продукт -   рабочая тетрадь для подготовки к ОГЭ, май 2020;
Проект «Формирование положительного образа «русского мира» за рубежом».  Предполагаемый продукт -   короткометражный фильм для партнёрской школы в Германии, май 2020;
Проект «Тайны Набережных Челнов - Медеплавильный завод». Предполагаемый продукт -   информационная брошюра, май 2020;
Проект «Тайны Набережных Челнов - Территория затопления». Предполагаемый продукт -   информационная брошюра, май 2020.

В ходе анализа результатов работы кураторов проектных групп были выявлены проблемы, которые предстоит решить в 2020-2021 учебном году:

Отсутствие интереса к теме детско-взрослого проекта.
Низкий уровень мотивации к освоению новых технологий.
Загруженность другими видами деятельности, наличие других приоритетных задач.
Низкий уровень специальных педагогических компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности (трудности в организации коллективной работы в команде, сложности в постановке педагогических задач на участников проекта).

Выработали предложения по преодолению трудностей:

1.Отбор наставляемых с личной мотивацией на ведение детско-взрослых проектов.

2. Проведение тренингов и семинаров для наставляемых по освоению технологий модерации, фасилитации, организации командной работы с детьми.

3. Введение системы поощрения для наставляемых, демонстрирующих успехи в организации детско-взрослой проектной деятельности.

4. Разработка и принятие критериев эффективности организации детско-взрослой проектной деятельности.

Представленный нами опыт организации детско-взрослых проектов - это начало практики будущего - практики, способной изменитьмирвокруг нас и статьсредой для развития всех участников. Каждый проект, возникший в результате такогосотрудничества, связан с решением проблемы людей, живущих вокруг нас. Очевидно, что на этом многие проекты не заканчиваются, а продолжат свое развитие в будущем году.

Реализуемая нами модель наставничества способствует повышению уровня компетенций связанных с организацией проектной деятельности/проектного обучения у педагогов и создает условия для их интеграциив детско-взрослые команды с целью участия в проектных конкурсах, конференциях и олимпиадах. В результате педагоги осваивают проектные форматы, дающие школьникам опыт выхода за пределы гимназического пространства с попыткой реализовать свои идеи в социуме, опыт взаимодействия с экспертами в разных профессиональных областях.

Литература:

А. Либерман, С. Вишневская, В. Патракеева, О. Репина, Е. Сибгатуллина, Т. Сунгатуллина. Гимназия имени В. В. Давыдова как инновационное образовательное учреждение развивающего обучения. М.: Авторский клуб, 2015, с. 64
Федосеев А. Как стать наставником проектов/ онлайн-курс lektorium.tv/tutor. 2019 
Реальный проект, сделанный школьниками: что это такое?/ https://sochisirius.ru/news/454
Школа наставников проектного обучения. / https://old.sk.ru/opus/p/project-learning-2017.aspx





День будущего 1.03.2019

О своем намерении присоединиться к подготовке Дня будущего заявляет Негосударственное (частное) экспериментальное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. В.В. Давыдова», Российская Федерация, Республика Татарстан, город Набережные Челны.

28 лет мы работаем по программе Развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая предполагает формирование субъектной позиции ученика, умение ставить собственные цели и задачи, планировать пути решения и достигать запланированное. Для этого очень важной компетенцией становится способность видеть будущее, понимать устройство современного общества и уметь проектировать будущие события.

Мы считаем важным, чтобы подростки вместе с родителями и педагогами научились выстраивать собственную образовательную траекторию. Умения предвидеть изменения общества через 5, 10, 15 лет, проектировать своё место в будущем становятся первостепенными. В нашей практике мы используем специально разработанные игры, которые моделируют структуру общества и механизмы движения в нём: «Город», «Социальные лифты», «Профессиональный выбор». В играх участвуют школьники 14 – 18 лет и эксперты, успешные управленцы, собственники и высоко-квалифицированные специалисты, демонстрирующие успешные жизненные стратегии.

Современные дети, обсуждая будущее, фантазируют о своём финансовом благосостоянии, предметах роскоши, дорогих машинах, бесконечном отдыхе на курортах, путешествиях. К сожалению, они не пытаются мечтать о деле, которым будут заниматься, а их образ будущего не опирается на анализ объективных изменений, которые происходят сегодня.

Мы планируем проведение Дня будущего в форме форсайт-сессии, где научим ребят анализировать современную ситуацию, выделять наиболее значимые тенденции, проектировать свою социальную активность. На форсайт-сессию мы приглашаем школьников города с 9 по 11 классы, родителей, экспертов.

Предварительной подготовкой станет анализ «Атласа новых профессий» http://atlas100.ru/  (Московская школа управления «Сколково»).

В результате участники смогут выделить наиболее значимые тенденции, их значение для людей и социальных институтов, а также попробуют понять, как учитывать эти тренды в своей активной социальной жизни.

Non-state  (private) experimental educational establishment “Gymnasium named after V.V. Davydov” (the Russian Federation, the Republic of Tatarstan, the city of Naberezhnye Chelny) states its intention to join the preparation for the Day of the Future.

For 28 years we have been working on the developing education programme  by D.B. Elkonin and V. V. Davydov that suggests forming of subject position of a student, his ability  to establish goals, to plan  the ways to solve them and achieve these objectives. The main competence for this is the ability to see the future, to understand the system of society and to be able to project the future events.

We consider it important for teenagers together with their parents and teachers to learn to build their own educational trajectory. The ability to foresee the changes of society in 5, 10, 15 years and to project the future is becoming an increasingly urgent matter. In our practice we use tailor-made games that model the system of society and mechanism of moving in it: “The City”, “Social Lifts”, “Professional Choice”. Students aged between 14 to18 and experts, who are successful managers and highly qualified specialists participate in these games, demonstrating their successful strategies.

Discussing the future, young people today  fantasize about their financial well-being,  luxury goods, expensive cars,  endless  staying at the finest resorts and holiday destinations, travelling. Unfortunately, they do not try to dream about the business they will have and the image of their future does not base on analysis of objective changes that occur today.

We are planning to hold the Day of the Future in the form of foresight-session where we will teach the students to analyse  the present-day situation, to define the most relevant trends, to  project their social activity.

We invite students of our city from 9 to 11 forms, experts and parents to the session.

Analyses of “Atlas of new professions” http://atlas100.ru/  (Moscow School of Management SKOLKOVO) will be the preliminary stage to it.

As a result, the participants will define the most relevant trends, their meaning for people and for social institutions and try to understand how to take into account these trends in their active social life.





Международный лингвистический лагерь "Европа"

Краткое содержание проекта.

Организация и проведение ежегодных смен  (зимней и летней) выездного лингвистического лагеря с приглашением учащихся старших классов из Германии, Франции и др. стран Европы. В сюжетной линии лагеря закладывается реальный эпизод из истории Европы, например захват римлянами древней Эллады или открытие Америки.  В программе лагеря предусматриваются занимательные занятия  по изучению иностранных языков, страноведению, истории цивилизации, мастерские по прикладному искусству, развитому в ту или иную историческую эпоху. Жизнь в лагере построена на принципах самоуправления. Изначально нормы  и правила жизни в лагере задаются учащимися - членами оргкомитета, но в процессе развития сюжета "власть" передается Совету лагеря, состоящему из участников смены. 





Школьная академия наук.

Краткое содержание проекта.

Школьная академия наук, это особая образовательная среда, в которой учащиеся средней и старшей школы включаются в исследовательскую деятельность. Данный проект решает проблему включения детей подросткового возраста в учебно-профессиональную, и социально значимую деятельность. На базе образовательного учреждения организуются предметные кафедры естественнонаучных дисциплин (математика, физика, биология, география, химия и т.д.), кафедры исторических наук (история, обществознание), кафедры филологии и лингвистики (русский язык, литература, иностранные языки), кафедры психологии. В процессе учебного года, дети разрабатывают собственные исследовательские проекты, помощь в этом им оказывают руководители кафедр. В конце учебного года обязательно проводится заключительное мероприятие (конференция, семинар и т.д.).





Социально-моделирующие игры с подростками.

Под руководством к.психол. наук А.А. Либермана командой психологов и педпгогов Н(ч)ЭОУ «Гимназия им. В.В. Давыдова» была создана концепция подростковой школы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Основной смысл этой концепции - развитие подростков идет через переживание предложенных ему ситуаций.  И задача взрослых обеспечить подросткам переживания разного характера – позитивные в случае успеха и негативные – в случае неудачи. Негативные переживания в этом возрасте необходимы. Подросток, совершающий ошибки, должен иметь шанс и умение их исправлять. Причем школьные переживания для подростка привычны. Ему становится «тесно» в школе. Он стремиться «освоить» город. Задача взрослых ненавязчиво предложить подростку специальную систему социально - моделирующих игр, которая позволит ему сделать это, разобраться в сложном устройстве современного общества, научиться двигаться в этом обществе, не просто адаптируясь к предложенным социальным условиям, а создавая свое место в этом обществе.

Социально-моделирующие игры являются важным звеном концепции подростковой школы. Cоциально-моделирующая игра подростков - это игра, в которой потребность во взрослении должна встречаться в качестве возможных «предметов» с разными идеальными образцами современной взрослости в особом, моделирующем структуры  взрослого общества, пространстве. В результате чего у подростка складываются смыслообразующие мотивы учебно-профессиональной деятельности, появляется способность к осознанному, произвольному и ответственному выбору своего места в обществе. 

Формирование культуры чтения учащихся

Краткая аннотация проекта.

Представленная в проекте программа   образовательного учреждения по преодолению недостатков чтения школьников направлена на решение обозначенных выше проблем: 

  • Развитие интереса к чтению, расширение круга чтения школьника.
  • Повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме и успешно использовать ее в личных и общественных целях.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками.

Механизмом реализации данной программы являются системные тематические занятия и внеклассные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года в урочное и внеурочное время и в процессе которых формируется обобщение приобретенных знаний, их автоматическое использование в повседневной жизни. Увеличение читательского опыта и интереса школьников к чтению художественной литературы, через совместные мероприятия направленные на развитие читательского воображения и повышения культуры чтения.

В рамках проекта будет проведена работа с  учащимися начальной и  основной школы, родителями учащихся, педколлективом.

Работа по реализации проекта предполагает 3 этапа:

  1. Информационно-аналитический этап;
  2. Внедренческий этап (реализация проекта);
  3. Оценочный этап.

Направления работы:

  1. Организационная деятельность;
  2. Работа учителя;
  3. Работа с родителями;
  4. Работа с библиотеками;
  5. Улучшение материальной базы библиотеки школы.