Педсоветы, семинары

Семинар-практикум 11.05.21

Семинар практикум «Использование ресурсов дистанционного обучения в реализации обучения по программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Гимназия имени В.В. Давыдова уже 30 лет работает по развивающей системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. В связи, с чем, методика и технологии обучения и его оценивания были отработаны годами. Но вспышка коронавируса в России в марте 2020 года привела к необходимости изменения технологии обучения.

Ситуация с дистанционным обучением, как бы не пытались к ней подготовиться, стала для педагогов серьёзным испытанием. Испытанием на прочность, мобильность, стрессоустойчивость, умение менять устоявшиеся способы обучения, меняться самим, находить новые способы планирования уроков и подачи материала. Приходилось ориентироваться, что называется, по обстоятельствам. Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова предусматривает групповую работу, живое общение, эмоциональное обсуждение. Помимо целей и задач на класс, на коллектив учащихся в целом, у педагогов имеются и индивидуальные планы на каждого учащегося, в которых учитываются как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ученика начальной школы. Как осуществить их реализацию вне стен гимназии? Как  организовать проблемную ситуацию на онлайн-уроке?

Проанализировав массу платформ, на основе которых можно было бы выстраивать образовательный процесс. Попробовав различные варианты, мы остановились на наиболее, на наш взгляд, оптимальных. Это платформа Googl Classroom, а онлайн-уроки было решено проводить в программе ZOOM. Googl Classroom позволял создавать курсы для отдельных классов. Каждый ученик или родитель имел возможность получать необходимую информацию о расписании уроков, домашнем задании, отправить выполненные работы учителю и в короткие сроки получить обратную связь с указанием ошибок и недочетов. Расписание уроков располагалось во встроенной функции «Календарь» и  «вывешивалось» на странице курса. Учащиеся в соответствии с этим расписанием по ссылке переходили в ZOOM  конференцию, где и проводился онлайн-урок. Там есть доска для демонстрации, где работает либо только педагог, либо доска используется совместно с учащимися. Практически это та же привычная нам школьная доска, где можно писать, демонстрировать рисунки, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, видео.  При организации группового обсуждения такая доска – просто незаменимый инструмент.

Вот примеры некоторых уроков проведенных в онлайн конференции:

Русский язык. Второй класс. Новая тема. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

До этого урока ребята писали слова, в которых для сохранения  звука Й после согласного перед гласным, используя знак вопроса. Была договорённость, что работу сохранения звука Й могут выполнять как твёрдый, так и мягкий знаки. Но какой из них выбрать – мы пока не знаем. Поэтому пишем знак вопроса.

Например: в?юга, под?езд.

Для создания проблемной ситуации используется презентация.

В обоих словах звук [Л'] звучит мягко – почему?

Ответ: И в слове КОЛЯ и в слове КОЛЬЯ  - [Л'] звучит мягко потому, что на ее мягкость указывает буква Я. Это легко проверить, убрав Ь в слове КОЛЬЯ. [Л'] так и остается мягкой, а звук [Й'] пропадает.

По такому же алгоритму предлагается проанализировать работу Ъ в словах  СЪЕХАЛ и ВЪЕХАЛ.

Обязательно найдутся те, кто скажет, что Ъ в слове СЪЕХАЛ указывает на твёрдость впереди стоящего согласного звука.

В этом случае предлагается понаблюдать за звучанием первого звука в слове ВЪЕХАЛ. Он твёрдый или мягкий?

[В'Й'ЭХАЛ]

Убираем Ъ. Что получилось?  Прочитайте.

[В'ЭХАЛ].

Что произошло? Звук [В'] остался мягким, но исчез звук  [Й'].

Почему?

Вывод: Ъ в этих словах не указывает на твёрдость. У него нет такой работы. Он может ТОЛЬКО СОХРАНЯТЬ ЗВУК [Й'].

Как же выбрать нужный знак в таких словах?   Ведь сохранять звук [Й'] может и Ъ и Ь.

Урок математики. 1 класс. Новая тема «Целое и части в предметной ситуации».

Ученики на экранах своих компьютеров видят на столе учителя два сосуда с водой и один (больше первых двух) пустой. Учитель сообщает, что в первом сосуде содержится 7 стаканов воды (учитель показывает стакан), а в другом 9. Числа записываются на доске для демонстрации. Учитель уточняет, что первоначально вся вода находилась в третьем (сейчас пустом) сосуде. Ее объем –  К стаканов.

Ученикам предлагается сравнить К и 7, К и 9. Для этого предлагается отобразить эти величины в чертеже.

Сначала ребята их изображают в виде отдельных трех величин :

Учитель проблематизирует – разве из такого чертежа видно, что первоначально вся вода находилась в третьем сосуде?

И уже потом в дискуссии ребята приходят к изображению целого и частей на чертеже:

И вся дальнейшая работа по освоению понятия ЦЕЛОЕ ЧАСТИ строилась на основе аналогичного чертежа.

Проанализировав опыт нашей работы, мы выделили несколько преимуществ дистанционного обучения. В первую очередь, конечно это то, что повысилась компьютерная грамотность как педагогов так и учеников и их родителей. Каждый онлайн – урок в программе  ZOOM  становился открытым, так как родители присутствовали на этих уроках.  Интерактивные презентации позволяли учащимся принимать активное участие в процессе работы на уроке. Была возможность записи уроков и при необходимости ребята просматривали эти уроки многократно. Такая форма работы была более эффективна для усвоения учебной программы учениками, отвлекающимися на социум. В тоже время мы потеряли возможность натурально – предметных действий.  Никакой экран, никакие видеоролики и презентации не смогут заменить дискуссии глаза в глаза, когда новое знание рождается в процессе эмоционального обмена мнениями, научного спора.