История

Так всё начиналось...

«Пролог» Так назывался педагогический клуб МЖК, в котором в конце 80-х встретились пятеро молодых учителей – Александр Либерман, Надежда Осипова, Дамир Гильманов, Сергей Николаев и Светлана Снегирева. Постепенно сложилось решение – объединиться и обучать детей по-своему. Надо сказать, в те годы частная образовательная деятельность входила в число запрещенных государством, в одном ряду с изготовлением взрывчатых веществ. Но это не очень смутило компанию, в 1990 году они открыли собственный экспериментальный класс как подразделение одной из школ города. Класс – двадцать восемь человек – решили обучать по программам системы Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова. Значит, каждая тема должна разворачиваться в логике учебной задачи (постановка цели, выявление противоречия между имеющимся и необходимым знанием, построение теоретической модели, поиск и проверка способа решения, оценка и контроль). При этом значительная часть учебной работы будет вестись не фронтально, а в малых группах. Такая организация обучения требует от ребенка некоторых умений, например, умения увидеть собственное незнание или вести диалог. Но, пожалуй, более важна мотивационная готовность. Мы должны спросить: «Хочет начинающий первоклассник ходить в школу? Что он собирается в ней делать: учиться или играть?» К сожалению, среди приходящих в первый класс ребят готовыми к обучению, учитывая разные показатели, можно считать лишь 25–30%. Родилась идея: пусть учителю-предметнику помогают в классе другие взрослые – гувернеры. Их задача – вести себя так, как вел бы «настоящий ученик», любознательный, пытливый, строящий свое понимание внутри учебной ситуации. Настоящий ученик имеет право на ошибочное суждение или действие, но со временем становится способным их обнаружить. На каждом этапе превращения в ученика актуальны разные задачи, например: сначала ребята просто учатся задавать вопросы, а потом начинают различать «умный вопрос» и вопрос не по существу. Как только меняется уровень учебной зрелости конкретного класса, должно измениться и поведение гувернеров. Они могут работать в разных стилях: поддерживающем, лидерском, провокационном. Тогда, в самом первом первом классе, один из учителей вел урок, занимая позицию предметника, а остальные четверо становились гувернерами. На следующем занятии позиции менялись. Спорили бесконечно. Иногда сразу после урока коллеги окружали учительский стол и указывали друг другу на ошибки. Сначала дети переживали: что происходит? А потом поняли, спор – это не ссора, ничего страшного в нем нет. Учителя пробовали, обсуждали, работали с авторами и методистами системы развивающего обучения. Опыт показал, что в первом и во втором классе гувернеров должно быть трое-четверо, по одному на каждую малую группу. С третьего года обучения в уроке обычно участвует только один гувернер, который работает как скорая помощь – организует группу в случае затруднения или конфликта, помогает отдельным детям. Четвероклассники уже работают без гувернеров. Вне урока гувернер становится воспитателем, другом, который делит с ребенком все его радости и огорчения. Из-за того что гувернеров в первом классе несколько, у каждого новоиспеченного школьника повышаются шансы найти взрослого друга.